Словарь-справочник для работника кадровой службы
Барьер психологический — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий.
Барьер психологический возникает как реакция на неожиданное резкое изменение среды.
Эмоциональный механизм барьера психологического состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, страх выступления перед аудиторией).
В социальном поведении индивида барьеры психологические представлены коммуникативными барьерами (барьерами в общении), проявляющимися в отсутствии эмпатии, в отсутствии гибкости межличностных социальных установок и т. д., а также барьерами смысловыми.
В условиях производственной среды барьер психологический обычно характеризуется переживанием чувства неудовлетворенности работой, окружением, самим собой.
Наличие барьера психологического препятствует рационализации, нововведениям, а потому его снятие ускоряет процесс создания нормальных, комфортных условий для производственной деятельности индивида.
Кадровые службы совместно с руководителями производственных коллективов должны систематически проводить работы по предупреждению барьера психологического.