Словарь-справочник для работника кадровой службы

Барьер психологический — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий.

Барьер психологический возникает как реакция на неожиданное резкое изменение среды.

Эмоциональный механизм барьера психологического состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, страх выступления перед аудиторией).

В социальном поведении индивида барьеры психологические представлены коммуникативными барьерами (барьерами в общении), проявляющимися в отсутствии эмпатии, в отсутствии гибкости межличностных социальных установок и т. д., а также барьерами смысловыми.

В условиях производственной среды барьер психологический обычно характеризуется переживанием чувства неудовлетворенности работой, окружением, самим собой.

Наличие барьера психологического препятствует рационализации, нововведениям, а потому его снятие ускоряет процесс создания нормальных, комфортных условий для производственной деятельности индивида.

Кадровые службы совместно с руководителями производственных коллективов должны систематически проводить работы по предупреждению барьера психологического.


Алфавитно-тематический указатель

    А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я